Русское народное сознание

Венки развивали и, загадывая желание, бросали в воду на Троицу. Подобно тому, как иудейская Пятидесятница слыла также праздником первой жатвы, русская Троица была, по-видимому, в своем «скрытом» пласте еще и праздником земли. Мать сыра земля всегда была у наших предков в особой чести. Она считалась священной. Клятва, произнесеная с землей во рту, считалась самой верной. Межа, проведенная с куском дерна на голове, снимала любые крестьянские споры о границах наделов. Мать земля кормилица не держала в себе ничего «нечистого». По представлениям наших предков, всякая нечисть проваливалась сквозь землю. Каждую весну земля даровала нивам, полям и лесам, а значит, и людям, жизнь. Так что не случайно, что еще конце XIX столетия глубоко веровавший в Иисуса Христа, свято почитавший все тонкости православных обрядов дядька-наставник учил своего маленького подопечного перед посещением церкви на Троицу: «Как с цветочками встанем на коленки, ты и пошепчи в травку: «И тебе, мати сыра земла, согрешил душою и телом». Она те и услышит, и спекаешься во грехах».

Каждый праздник имел свои главные места проведения. В XVIII веке Троицын и Духов день справляли у Москворецкого моста, за Дорогомиловским мостом, близ Красного пруда; знать на Троицу гуляла тогда в Дворцовом саду на Яузе. Но в конце девятнадцатого уже было принято ездить в этот день на гулянья в Сокольники. Здесь можно было наслаждаться зрелищами, фокусниками, райками, Петрушками, каруселями и т. п., присесть у столика, заказать кипящий самовар, выпивку, приятную закуску и фрукты. А можно было привезти с собою «чего для гулянья полагается: сырку, колбасы с языком, балычку, икорки, свежих огурчиков, мармеладцу, лимончика... яиц вкрутую...» и раскинуть, как мы бы сейчас сказали, пикник, прямо на траве.

26.04.2017