Шестая неделя Великого поста

Шестая неделя Великого поста - «вербная». Общеизвестно, что воскресенье этой недели символически воспроизводит тот воскресный день, когда Христос со своими учениками входил в Иерусалим. Тогда «множество... народа постилали свои одежды по дороге; а другие резали ветви с дерев, и постилали по дороге». Эти положенные к ногам Спасителя ветви и символизирует наша верба, первой просыпающаяся после зимней спячки. Потому и праздник «Входа в Иерусалим» известен как «Вербное воскресенье».

В Москве на вербной неделе, уже начиная с пятницы и по воскресенье, на половине Красной площади открывался громадный праздничный рынок-гуляние, прозванный «Вербой». Здесь в праздничной суете объединялись торговцы и покупатели, гуляющие и глазеющие. У концов площади можно было купить ветки вербы, а также цветные воздушные шары. На «вербном торгу» продавались цветы, конфеты, книги, золотые рыбки, различные ювелирные «штучки» - все, чем можно одарить в праздник, все было здесь. Традиционно «вербными», исчезавшими до следующего года, считались «морские жители» - стеклянные чертики в пробирках с водой, «нырявшие» с головой при нажатии на резиновую пленку, прикрывавшую пробирку. Здесь же предлагался тоже исключительно «вербный» «тещин язык» - свистулька с вытягивавшимся длинным бумажным азыком, который гнусно шипел, когда вновь сворачивался. Толпа гудела, шумела, свистела, что-то выкрикивала, взвизгивала, весело балагурила. В вербную субботу праздник преображался. На свободной половине Красной площади, ближе к Кремлю, по гигантской петле, выплескивавшейся далеко за пределы площади, медленно следовали друг за другом экипажи, - по погоде - из колясок или саней. Из них расфранченные дамы с детьми и мужчины в цилиндрах и котелках взирали на толпу. Внутри этой колоссальной торжественной петли стояли блюстители порядка с саблями у бедра и револьверами на серебряных шнурах.

21.09.2017