Христианский блинный разгул

Подумав немного, он положил на блины самый жирный кусок семги, кильку и сардинку, потом уж, млея и задыхаясь, свернул оба блина в трубку, с чувством выпил рюмку водки, крякнул, раскрыл рот... Но тут его хватил апоплексический удар».

Понятно, что этот вовсе не христианский блинный разгул воспроизводил что-то пришедшее к нам из глубины тысячелетий. Круглый масляный блин, как и любой круг, - прежде всего, символ Солнца, а, значит, и жизни, которую оно - Солнце - дарует. Праздник Масленицы был древнейшим языческим праздником проводов зимы и встречи весны. Накануне, как всегда в ответственные моменты, «встречались» с умершими родственниками, «кормили» их души, ожидая от них ответной благосклонности и заступничества. В славянских мифах Масленица- это персонаж, воплощавший уходящую зиму. С давних времен соломенное чучело Масленицы, наряженное в женское тряпье, с блином или сковородой в руках, с величальными песнями встречали в начале праздника, устраиваемого на «масленичных» горах; неделю вместе веселились - с песнями, тройками, катаясь с гор, а затем Масленицу «провожали», сжигая чучело на костре. Это был древний ритуальный костер, мгновенно освобождавший душу для путешествия в мир иной, - по этим соображениям в дохристианские времена наши предки сжигали покойников. Вместе с огнем освобождалась и улетала душа Масленицы.

В Москве конца XIX столетия чучело Масленицы не сооружали, ритуальных песен не исполняли. Но и в Москве, с азартом поглощавшей в эти дни символические масленичные блины, этот особенный праздник широко выплескивался на улицы. «Масленица... Я и теперь еще чувствую это слово, как чувствовал его в детстве, живя вдали от родины, - писал Шмелев, - яркие пятна, звоны вызывает оно во мне ... ухабистую, снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоньи... Масленица в развале...

19.08.2017