Накануне Богоявления

Аналогично зимнему в летнее солнцестояние, но только одну ночь, столь же бурно и раскованно, с кострами у воды, перепрыгиванием через них, ночным купанием, всякими нехристианскими бесчинствами по-язычески праздновался Иван Купала.

Заблудшему святочному миру, в котором вольготно веселились представители «иного» мира и расцветала вседозволенность, возвращал порядок и мировую гармонию День Богоявления, из года в год воспроизводивший, как известно, важнейшую веху в жизни Христа - крещение Его в реке Иордань. Погружение в воду при крещении, омовение как символ возвращения к первоначальной чистоте практиковалось разными народами почти во всем языческом мире. Подобно тому, как обрезание у евреев значило приобщение младенца к избранному Богом народу, возможно, в христианстве крещение младенца с одновременным наречением ему имени стало символизировать включение его в божественную упорядоченность христианского мироздания. Накануне Богоявления день был постным, готовящим к новому великому событию. На реке же сооружали прорубь - «Иордань» для торжественной праздничной службы с освящением воды. Люди понесут эту особую целительную крещенскую воду домой, а смельчаки рискнут искупаться в ледяной «Иордани». Это означало очиститься от грехов, но, как замечает современник, такое купание предпринимали те, кто на святках рядился, то есть надевал на себя маску - «личину». Ледяная «Иордань», крестный ход с торжественной службой у воды, беспрекословная и бесконечная вера в чудодейственные свойства крещенской воды, купание в проруби создавали неповторимую атмосферу праздника Богоявления. Этот праздник ожидали. Вспомним, какой сюрприз приготовил горожанам к празднику Крещения художник Сережка, пьяница и лентяй, в чеховском рассказе «Художество». Для «Иордани» были выточены из льда и раскрашены аналой с евангелием и крест с голубем наверху. «Погода прекрасная... На небе ни облачка.

26.05.2017