Произведения Толстого

Из этого царства глупости и маскарада «опекуны» решили уйти в мир поэзии - желанный, полный смысла, гармонии и идеалов. Однако ни А. К. Толстой, ни А. М. Жемчужников до самой смерти не оставляли шуточного творчества, предназначенного только для себя и друзей. Но выполняло оно уже совсем другую роль - ту, что определяла смех у арзамасцев, с помощью балагурства и самоиронии пытавшихся защититься от самих же себя, излишне серьезных и искушаемых соблазном стереть грань между искусством и реальностью и воплотить в жизнь утопию.

Многие значительные произведения Толстого, включая его драматургическую трилогию, были посвящены отечественной истории. Однако это не помешало ему написать «Историю государства Российского от Гостомысла до Тимашева» историю о том, как не было и нет «порядка на Руси», где раешный «летописец Алексей» не пощадил даже своего любимого героя Федора Иоанновича.

Но как далеки были аристократическая легкость, ироничность, бесцельность и великодушие этого шутовского творчества от той злой и негодующей сатиры, которая была представлена именами Некрасова, Добролюбова, Курочкина и Щедрина.

Жемчужникову не удалось удержаться в границах «домашнего консерватизма». В начале 1870-х годов он опубликовал такие известные сатирические произведения, как «Современные песни» и «Литераторы-гасильники», но он же и был обвинен М. Е. Салтыковым-Щедриным в том, что персонажи его сатир «не могут представлять достаточного предмета для негодования». Впрочем, это уже было время, когда не только жизнь поэтов ушла из «области художественно пародийных псевдобиографий типа Козьмы Пруткова)», но и вообще поэтика театрализованного поведения стала забываться.

14.12.2017