«Домашнее» творчество

Эти письма А. К. Толстой писал из имения своей матери. Кроме любимой охоты шутливая переписка была единственным спасением от скуки сельской жизни. В столице он, не обремененный службой, вел вполне типичную жизнь представителя «золотой молодежи»: танцевал на балах, приударял за светскими красавицами, где однажды встретил свою возлюбленную («Средь шумного бала...»); играл в карты, пировал в компании друзей и сослуживцев; пробовал свои силы в разных журналах словесности, дебютировал в литературных жанрах.

Однако за А. К. Толстым и его двоюродными братьями Жемчужниковыми закрепилось другое амплуа - шутников и балагуров. Об их экстравагантных проделках ходили легенды, и даже «если Толстой и Жемчужниковы во всех этих шалостях и неповинны (а это возможно), то один тот факт, что их считали способными на такие выходки, уже показывает, какого о них были мнения».

Как и следовало ожидать, об их «домашнем» творчестве знали только избранные. Стихотворный дневник в Училище правоведения Алексей Жемчужников вел «для себя», а об его увлечении домашним театром знали только в семьях Блудовых, Карамзиных, Трубецких, Тютчевых, Мещерских и Толстых, с молодежью которых он ставил водевили, комедии и драмы. Михаил Жемчужников в Первом кадетском корпусе для собственного развлечения записывал лекции по истории в виде карикатур, по которым потом учил уроки, тогда как его водевиль «Новый зверинец, открытый в 1841 году», в котором были представлены кадеты и их корпусное начальство, или показы его братьев Владимира и Льва, учившихся там же и подшучивавших над офицерами и соучениками, предназначались для широкой кадетской аудитории.

26.06.2017