Фрондерство и антицерковность

История литературного сообщества «Арзамас» благодаря участию в нем А. С. Пушкина и будущих декабристов достаточно полно прокомментирована. Главным ритуальным действом здесь было комическое отпевание халдеев-беседчиков. При этом, «не уклоняясь от основной задачи бить халдеев при всяком удобном случае и чем ни попало», «Арзамас» принимает предложение Жуковского о том, чтобы «по отпетии... покойников, не сидеть самим во время собрания покойниками». Жуковский дает мысль «читать друг другу стишки, царапать друг друга критическими колкостями».

Ранее приписываемые «Арзамасу» фрондерство и антицерковность ныне отметены как дань идеологизированному времени. О. Проскурин, в частности, пишет, что кружок «противопоставлял себя «Беседе» не как «правильное» литературное общество «неправильному», а как космос - хаосу. Добавим: как светлый и радостный космос - мрачному и унылому хаосу». «Арзамасцы» строили идеальное государство и церковь, подчеркнуто ограничив «сферу создаваемого мира пределами литературы и литературного быта», а «организующим началом новосозданного мира оказался смех». Распался «Арзамас», как только стал серьезным; арзамасскую же утопию в жизни не реализовал никтони в тайных обществах, ни во дворце, ни на государственной службе.

Именно смех служил в «Арзамасе» средством утверждения значимых для его членов «ценностей и одновременно средством защиты их: защиты от литературных врагов и, что особенно важно, - от самих себя. Смех позволял оставаться в пределах литературного мира, смех проводил границу между литературой и «существенностью», между игрой в утопию и собственно утопией, соблазном воплотить в жизнь невоплотимое ... «Арзамас» же напомнил, что русская культура всегда в тайне тосковала по умению превращать трагедию в водевиль, танцевать на узеньком мостике, перекинутом через пропасть, и увлеченно играть в мяч накануне конца света. Так труженник-разночинец, порой сам себе в том не сознаваясь, тоскует по вызывающе бесполезной - и оттого мучительно желанной - аристократической легкости».

22.10.2017