Героq повести «Овцебык»

Сами события в рассказах Н. Лескова совсем не анекдотичны, и в противоестественных столкновениях с нравственными устремлениями героев они приобретают характер такой анекдотичности, которая ставит персонаж выше этих обстоятельств. Такое соотношение героя и действительности заставляет обратить внимание не только на занимательность происшествий, требующих к себе серьезно-ироничного отношения, но и на какую-то фантастическую настойчивость в поисках жизненной истины, вызывающую сочувственно-возвышенную улыбку.

Именно это случилось с героем повести «Овцебык», занятого поисками таинственного «града Китежа». Действительность с ее низкими и чрезмерно прагматическими идеалами превращает эти искания в комедию с трагическим концом, приводит «деревенского Платона» к самоубийству. Но, убивая этого «скомороха», сама действительность приподымает его над собой, заставляет отдать должное настойчивости его этических поисков, хотя и сводит на нет его устремления. То же проявляется и в нашумевшей авантюрной повести «Леди Макбет Мценского уезда», где обстоятельства скучной купеческой жизни превращают чистые и идеальные стремления героини к счастью в эгоистическую и преступную страсть, готовую испепелить все на своем пути. Такая страсть заставляет человека действовать помимо своей воли, превращая его в оружие в чужих руках. Само же чувство, желание счастья, любви, выстраданные и так жестоко и коварно «защищенные», возвышают Катерину над окружающим ее «темным царством».

Своеобразно и занимательно положение героя в его отношениях с действительностью в таких «приключенческих» повестях, как «Шерамур», и «Воительница». Герои, под давлением тяжелых жизненных обстоятельств лишенные, казалось бы, на всю жизнь нравственных идеалов, подчиняются лишь грубым физиологическим потребностям. Но отречение от самого возвышенного, отсутствие эгоизма рождают в них представление о естественной нравственности, переплавляющей грубые инстинкты низкой действительности в «чистое золото» вечных человеческих ценностей.

26.04.2017