Соединение элементов занимательности с художественной концепцией

Неожиданна и концовка в повествованиях, возникающая как преднамеренно-случайное соединение всех параллельно развивавшихся сюжетных линий. Несмотря на банальность трюизмов о непоколебимом благородстве благородной личности и неизбежном поражении злых сил, на которых и строятся повести и романы В. Вонлярлярского, они оказываются занимательными благодаря искусному переплетению таинственных ситуаций, держащих внимание читателя до конца повествования.

Несравнимо содержательнее оказывается соединение элементов занимательности с художественной концепцией в произведениях Ф. Достоевского и Н. Лескова. В развитии сюжетов у них нет такой сложной запутанности и преднамеренной обманчивости. Зато в большей степени «запутано» само содержательное начало, заключенное в авторской позиции по отношению к изображаемым событиям.

Романы и повести Ф. Достоевского - это сочетание сложной формы, значительности замысла и непременной занимательности интриги. «Талантливо составить произведение, значит занимательно составить, потому что самая лучшая книга - занимательная», - записывает в свой дневник Ф. Достоевский. О том же он пишет, когда разбирает произведения других авторов, на этом настаивает в письмах, беседах.

Стиль его, необычный и лихорадочный, порой сбивчивый, насыщенный отголосками реальных событий, почерпнутых из современной журнальной хроники, необработанных, порой натуралистических, помогает создавать атмосферу достоверности происходящего, втягивает читателя внутрь действия. Писатель стремится ошеломить читателя и не выпускать его из своей власти до конца повествования. Поэтому так насыщены его серьезные произведения упоминаниями о скандалах, припадках и обмороках, экстравагантных действиях и секретных документах, подслушанных разговорах. Не оставляет автор в покое и героя, сталкивая в нем самом праведника и грешника, превращая душу человека в поле битвы Христа и Дьявола.

26.06.2017