Вторая половина XIX века

Не фантастические «чудеса» академических повестей О. Сенковского - Барона Брамбеуса, а кропотливая, терпеливая редакторская деятельность под крышей «Библиотеки для чтения» по собиранию и стилю обработки разнообразнейшего материала помогли удовлетворить естественную любознательность многосторонней натуры русского человека, занять его внимание и привить вкус к настоящему чтению.

Вторая половина XIX века становится настоящим водоразделом в истории занимательной литературы. Писатель первой половины столетия во многом поверхностно использовал те элементы занимательности, которые пришли к нему вместе с переводной литературой «готического», исторического и нравописательного романов, вместе с новыми вкусами, модой, литературными требованиями. Он пользовался часто неуклюже-подражательно. Теперь же писатель стремился органично вплести эти элементы в свою художественную канву.

В 50-е годы это новое качество проявилось в творчестве ровесника М. Лермонтова - В. Вонлярлярского, смертельная болезнь которого парадоксально пробудила в нем литературный талант «занимательного писателя», заставила взяться за перо и на одном дыхании написать несколько примечательных романов, завоевавших огромную популярность. В его произведениях действие развивается довольно медленно, но автор в него помещает элементы, которые должны были обязательно привлечь читательское внимание. Среди них можно отметить эпизоды скандальной и уголовной хроники, неожиданные встречи под покровом ночи, тайны, открывающиеся в последний момент, похищения и шулерство, игры на деньги. В романах В. Вонлярлярского, которого иногда называли «русским Дюма», традиционная таинственная и романтическая действительность, облаченная в увлекательные авантюрные одежды, постоянно обманывает ожидания читателя. Это еще более запутывает фабульные происшествия, интригуя своей загадочностью и непредсказуемостью.

26.05.2017