Реалистическое использование внешне эффектных приемов

А. Погорельский использовал в качестве образцов для своей повести несколько рассказов Гофмана. Но у «русского Гофмана» нет усложненной и таинственно-идеалистической философии, характерной для немецкого писателя. Все получает земное, реалистическое объяснение, усиленное дидактическим элементом, а преимущества этических ценностей - художественное обоснование.

Реалистическое использование внешне эффектных приемов проявляется и в таком занимательном романе, как «Монастырка». Главная героиня его - сентиментальная девушка с ангельским характером и неземной чистотой. Неблагоприятные обстоятельства отступают перед ее душевным благородством и настойчивостью в достижении счастья. Героиня становится желанной гостьей многих читающих семей. Разбирая первую часть романа, «Литературная газета» за 1830 год отмечала, что многие читательницы с замиранием сердца следят за перипетиями жизни своей любимой героини, обращаются в редакцию с вопросом о ее дальнейшей судьбе, просят продолжить роман.

«Монастырка» - роман семейный и одновременно авантюрный. В нем есть и влюбленная пара, и насильственные похищения, и уединенные хижины, и благородные преступники, неожиданно приходящие на помощь. Такой «радклифизм» (термин журнала «Литературная газета») критика не одобряет, хотя и пишет об удачном появлении таинственного посланника, приводящего к счастливой развязке сложное и запутанное повествование.

Даже противник излишней занимательности Ф. Булгарин приветствует «таинственность» А. Погорельского: «В «Монастырке» представлены обыкновенные (курсив мой.- Е. Б.) случаи жизни, характеры... но все так мило сложено, так искусно распределено, что читатель невольно увлекается».

Обыкновенность и четкость моральных критериев, выраженных в его произведениях, облекаются в форму авантюрно-фантастических элементов, которые и создают эффектную оболочку для назидательных примеров.

Более глубоким проникновением в сферы сложных духовных проблем становится творчество В. Одоевского.

28.04.2017