Процесс взаимодействия XIX века

Подобно Мазепе из пушкинской «Полтавы», Новик оскорблен Петром I и вынужден бежать из страны. Бедствия Родины, война со шведами заставляют забыть обиды и стать шпионом во благо отчизны. Все личные обиды и унижения оставляет в стороне герой «Ледяного дома» А. Волынский, мечтая об одном - освобождении России, ее процветании. Эта страсть была столь притягательна, что заставляла современников испытывать настоящее влечение к герою. «Роман этот - страшнее романов Э. Сю, замысловатее романов Бальзака и разве с романами Сулье можно сравнить», - одобрительно пишет В. Белинский в «Обзоре литературы за 1835 г.». Синтез авантюрных элементов, занимающих читательское внимание, выдвигает на первый план повествования неординарную личность с трагической судьбой, патриотическая страсть которой дает возможность преодолеть все превратности действительности.

Вместе с авантюрными романами дидактично-исторического жанра в русской романтической литературе появляются новые жанры - рассказы и повести. В основе их сюжетов - таинственные, порой мистические загадки жизни людей, фантастическое закулисье обыденной действительности. Между этими пластами русской литературы в 30-е годы XIX века начинается процесс взаимодействия. Так, если И. Лажечников во многом сближается с романтизмом в изображении исторических личностей, то такой популярный представитель романтизма, как А. Погорельский, по конечным целям сближается с дидактичностью исторического романа.

В чрезвычайно занимательной повести «Лафертовская Маковница» (1825) писатель соединил подробно списанный русский быт, изображенный с жизненной конкретностью, с удачно найденными характерными деталями, с чертовщиной и таинственностью, которые усложняют для героини решение важных этических вопросов. Не колдовство родственницы-старушки и скаредность родителей, а душевная чистота и целеустремленность заставляют героиню выбросить ключ от богатства, выгнать назначенного ей в женихи титулярного советника ради земного счастья с милым ей приказчиком.

20.09.2017