Занимательность для русской литературы

Первоначально пародией называли новые подтекстовки старых мелодий. Таким образом в средние века многие светские произведения превращались в духовные, мелодии из мотетов мадригалов, светских песен с новой подтекстовкой включались в мессы, оратории и т. д. В музыке XVIII- XIX веков «понятие пародии распространилось и на обработки произведений, представляющие собой творческое вмешательство в их существо, хотя бы они и не были связаны с заменой прежнего текста новым». Название «пародия» иногда употребляли и сами авторы в обозначении своих произведений. Например, в сочинении Д. Штейбель-та «VI nouvelles valzes» перед последним вальсом написано, что он является пародией финала оперы «Весталка» («La 6-me walze est parodie du finale de «La Vestale»«). Примем то же жанровое обозначение для всех этих танцев «на тему» - немного смешному и забавному жанру, забытому впоследствии, но такому характерному для музыкального быта начала XIX века.

Занимательность для русской литературы явление не типичное. Русский писатель традиционно - человек обстоятельный и идейный. Он стремится прийти к читателю с важной проблемой, которая исключает легковесные внешние эффекты. Поэтому занимательность - опора на сюжетные ходы и композиционные приемы, поддерживающие в напряжении внимание читателя при изложении важных проблем, -достаточно редкое явление в произведениях писателей России вплоть до конца XVIII века.

Но бывают исключения. Например, эпоха Петра I, которая была отмечена невиданным всплеском общественной жизни. Именно тогда впервые появляются элементы занимательного повествования. Ими насыщены популярные в то время произведения об одаренном и энергичном молодом человеке, преодолевающем множество сословных и иных предрассудков, чтобы завоевать свое место под солнцем в новой российской действительности. Наиболее характерный персонаж таких повествований - некто Василий Кариотский, талант без роду без племени, становящийся важным государственным лицом.

29.06.2017