Фигуры французского контрданса

Фигуры французского контрданса

Польский или Вальс из «Жизни за царя». Но и в этих случаях музыка бального, прикладного полонеза или вальса существенно отличалась от того, что звучало в опере: бытовой танец не вполне то же самое, что сценический. Чаще же один танец переделывался в другой, современный: полонез из «Аскольдовой могилы» превращался в кадриль; полонез, краковяк и мазурка из «Жизни за царя» - в фигуры французского контрданса. Изменение жанра при сохранении тематического материала музыки можно назвать жанровой модуляцией. Решающая роль в жанровой модуляции принадлежала метроритму. И это понятно, поскольку именно он является одним из важнейших признаков жанра, особенно танцевального, входит в его плоть и кровь и определяет его сущность. Ни мелодия, ни гармония не имеют такого значения для жанрового стереотипа, как метроритм.

Выделим два наиболее распространенных способа такой модуляции: с переменой метра и с введением ритмических формул нового жанра. Оба этих способа на практике тесно взаимосвязаны, так же, как метр и ритм. Однако у каждого есть своя специфика, свои возможности. Перемена метра с неизбежной при этом новой метрической сеткой дает моментальный и неожиданный эффект жанровой модуляции. Примеры многочисленны: «Красный сарафан» в 24 превращается в вальс 34, двухдольное рондо Антониды из «Жизни за царя» - в трехдольную мазурку, Польский из той же оперы 34 - во французский контрданс 24, ария Неизвестного из «Аскольдовой могилы» - в кадриль на 68 и т. д. Однако во всех этих случаях обращает на себя внимание один удивительный факт: все изменения делаются так, чтобы первые доли каждого такта танца совпадали с оперным оригиналом. Добавление «лишней» доли может быть сделано за счет укрупнения длительности или за счет повтора мотива и наоборот, когда трехдольный оригинал должен быть переведен в двухдольный танец.

29.04.2017