Глинка со своей оперой

Вероятно, здесь речь идет о той же кадрили А. Лядова. В пяти ее фигурах использованы следующие темы оперы: польский и хор женщин, дуэт Вани и Сусанина, краковяк и мазурка, песня Вани, вальс. Музыка многих тем трансформирована до неузнаваемости. Например, плавный ритм песни Вани с характерной «переливающейся» через такт синкопой заменен на типовую ритмическую формулу с акцентированной первой долей. Сильно упрощен польский, в котором торжественный полонезный трехдольный ритм с дроблением первой доли заменен на довольно примитивный кадр ильный двудольный. Краковяк и мазурка объединены в одну фигуру, причем и двудольный краковяк, и трехдольная мазурка приведены «к общему знаменателю» - метру, утратив свою индивидуальность и характерность. То же относится и к вальсу, который превращен в подобие галопа. В это же время появилась еще одна танцевальная переделка - Мазурка Н. де Витте на тему рондо Антониды, опубликованная в «Dans modernes de Moskou». Четырехдольная тема Антониды, хотя в ней не изменено ни одного звука, преображена до неузнаваемости при помощи трехдольного метра и «мазурочной» ритмической формулы. Музыка второй оперы Глинки также получила «бальный» резонанс, но не такой быстрый и сильный. Вероятно, это было связано с тем, что первые исполнения «Руслана» не встретили всеобщего одобрения, и опера получила самые разноречивые отклики, от обидно-оскорбительных Ф. Булгарина до восторженных В. Одоевского. Спустя две недели после премьеры в «Литературной газете» появилась статья Ф. Кони, в которой он отмечал, что успех оперы стал расти не по дням, а по часам. «Было время, что все кричали: «Руслан и Людмила» скучна, утомительна, - писал он, - теперь почти все с ней примирились, придет время, что все будут ею восхищаться... посмотрите, не пройдет и месяца, под эти мотивы будут танцевать кадрили, мазурки, галопировать и вальсировать». Предсказание сбылось даже скорее, всего через неделю. 20 декабря та же «Литературная газета» сообщала: «В музыкальном мире пока владычествует деспотически М. И. Глинка со своей оперой на сцене и с кадрилями и вальсами, поделанными из нее проворным Лядовым, в салонах».

12.12.2017