Невероятное количество полонезов

Козловский написал невероятное количество полонезов, большая часть из которых на чужие темы. В них он отразил, пожалуй, весь оперный репертуар того времени- оперы Изуара, Далейрака, Моцарта, Спонтини, Титова и многих других. Среди всех композиторов бальной музыки он бесспорно лидирует. Использование в полонезах тем только что поставленных и ставших модными опер отражало вкусы не столько самого Козловского, сколько двора и, в первую очередь, императрицы Елизаветы Алексеевны, которой посвящена большая часть танцев. Бальные танцы «на тему» послушно следовали за оперной музыкой и отражали придворные вкусы и моду на ту или иную оперу. Именно по этой причине они дают очень интересный в социологическом отношении материал. По частоте использования оперных тем в бальных танцах (в данном случае полонезах) и их количеству можно судить об уровне популярности той или иной оперы начала века и составить своеобразный оперный рейтинг. Вот как он выглядит:

Как видно, в начале века лидерами были знаменитая «Русалка» Ф. Кауэра, превратившаяся в русской редакции в «Днепровскую русалку» и «Калиф Багдадский» А. Буальдье. Среди танцев на темы этих опер - курьезный полонез А. Демаре, первая часть которого написана на тему русской песни «Чем тебя я огорчила», а трио - на тему арии из «Калифа Багдадского». В начале десятых годов первое место прочно заняла «Весталка» Г. Спонтини, буквально по частям «разобранная» на полонезы. Все они появились сразу после постановки оперы в 1811 году. Несколько уступала ей опера Й. Вейгля «Швейцарское семейство», получившая отражение в трех полонезах. Далее в списке следуют «Телемах», «Поль и Виргиния», «Лодоиска», «Жоконд» и две русские оперы А. Н. Титова - «Ям, или Почтовая станция» и «Эмерик», каждая из которых получила по одному полонезу. Двадцатью годы могут быть названы «россиниевскими». В начале двадцатых в России одна за другой были поставлены его «Елизавета, Королева английская», «Сорока-воровка», «Севильский цирюльник», «Турок в Италии», «Танкред» и другие. Успех «упоительного Россини» был огромным и продолжительным. Его прямым следствием явились многочисленные танцы на музыку из опер итальянского композитора.

20.09.2017