Бальная музыка

Бальная музыка принадлежит к числу почти не изученных областей музыкальной культуры прошлого. Между тем - это интереснейшая и яркая страница в музыкальной истории России. Исследователей всегда в первую очередь привлекают явления «эпохальные», оставившие в истории заметный след, обладающие несомненными художественными достоинствами и сыгравшие значительную роль в становлении отечественной музыкальной культуры. Бальная музыка, казалось бы, лежит в стороне от этой магистрали. Действительно, ее роль в истории несоизмерима с ролью академических жанров, она имеет не столько художественное, сколько прикладное значение и сочиняется, главным образом, для развлечения высшего общества. Последнее обстоятельство, по-видимому, и послужило причиной того, что о бальной музыке не вспоминали долгие десятилетия. К тому же, бальная музыка - хрупкая материя. Срок ее жизни очень короток, нередко - один бальный сезон. Она в сильнейшей степени подвержена моде, сиюминутным вкусам публики и пишется без расчета на художественные потребности и вкусы грядущих поколений. К ней неприменимы критерии оценки «серьезной» музыки. Бальная музыка обращается к современной ей публике, более того - публике данного конкретного года и, может быть, даже месяца и дня.

Но именно это и наделяет бальную музыку особыми, только ей присущими чертами. Ее главное достоинство в моментальное реагирования, в сиюминутности, постоянной обновляемое, постоянном дыхании времени, которое она отражает. Бальная музыка - звуковой документ эпохи, ее звуковой снимок. Она может о многом поведать нам: о музыкальных вкусах, о музыкальном быте, о музыкальной моде, о музыкальном языке - обо всем том, что составляло звуковой фон времени, в котором жили Пушкин, Грибоедов, Глинка. О военных победах, об открытии театров, о днях тезоименитств и свадеб особ царствующего дома - обо всех крупных и мелких исторических событиях, в честь которых давались балы и сочинялись новые танцы.

19.11.2017