Эмансипация бала в российской культуре

Эмансипация бала в российской культуре

Еще более отчетлива подобная семантика бальной культуры для клубов из-за специфики их внутренней организации: все они, объединяя лиц одного сословия, представляли собой как бы самоуправляющиеся республики, в которых демонстрация внутрисословных различий запрещалась. В специальном постановлении о балах московского Немецкого клуба, например, подчеркивалось: «Член, годовой посетитель и их гости, взойдя в клуб, должны сложить с себя на то время свое высшее звание и считать себя равным каждому в обществе; все пользуются равными правами...»

Эмансипация бала в российской культуре, изменение его функций и закрепление в коммуникативной практике различных сословий, однако, не означали исчезновения «черного пятна», отрицательной области в его культурной семантике. Парадоксальным образом русская романтическая литература подхватила исчезнувшую из сонников тему скрытой трагической сущности бала. Бал стал подаваться как место роковых встреч, роковых страстей, как поле господства фатума, инфернального начала. Этой теме можно было бы посвятить отдельное исследование. Ограничусь лишь одной, но очень яркой цитатой:

«...Свечи нагорели и меркнут в удушливом паре. Если сквозь колеблющийся туман всмотреться в толпу, то иногда кажется, что пляшут не люди ... в быстром темпе с них слетает одежда, волосы, тело ... а под ними под эту же музыку тянется вереница других скелетов, изломанных, обезображенных ... Но в зале ничего этого не замечают. Все пляшет и беснуется как ни в чем не бывало».

Во второй половине XIX века бал незаметно смещается на периферию культурной жизни. Великосветские балы, конечно, продолжаются, но массовым их вариантом становятся танцевальные вечера, «рауты с танцами», имеющие совершенно иную лексику и чуждые какой-либо церемонности. Новая обиходная реальность, впитав в себя (а точнее, растворив в себе) основные принципы бальной культуры, породила новую танцевальную практику, которая постепенно становилась все более массовой, но при этом опиралась на профессиональный фундамент, имевший мало общего со школой профессионального балетного театра. Произошла автономизация бытового танца, который вошел в качестве самостоятельного элемента в формирующуюся развлекательную культуру России.

19.11.2017