Россия с разрушением «теремной культуры»

Россия с разрушением «теремной культуры»

В другой фигуре мазурки дамы должны были бросать в потолок платки, а поймавшие платки кавалеры шли танцевать с их хозяйками. Естественно, подобные варианты танцев использовались главным образом на салонных балах, где было сравнительно небольшое количество участников, достаточно хорошо знавших друг друга. Света здесь могло быть меньше, чем в Дворянском собрании, на столе могли отсутствовать экзотические блюда, но такого рода балы, проходящие по частным домам, отличались наиболее раскрепощенной атмосферой, в которой даже появление массы гостей в обычно закрытых для посторонних зонах дома не казалось кощунством или нарушением правил приличия. Один из таких случаев описал М. Муромцев в своих мемуарах: «Бал окончился беготней по всем комнатам, даже в девичью и спальни».

Впрочем, представлять себе, что в России другие виды балов (в том числе массовые) были местом встречи случайных людей, нельзя. Россия с разрушением «теремной культуры» стала страной чрезвычайно «прозрачной». Чтобы не удаляться от предмета настоящей статьи, замечу, что даже на маскарадах пришедший в маске был обязан показать свое лицо дежурившему на входе. Клубы (дворянский, купеческий, приказчичий и другие) были организациями с личным членством, и на их мероприятия лица без рекомендаций членов не допускались. Даже «Воксалы», собиравшие в отличие от клубов представителей разных сословий, продавали только именные билеты, а фамилию покупателя, его «звание» (сословие) и чин вносили в специальную книгу, которая лежала у швейцара и должна была предъявляться по первому требованию.

Любопытно, что в такого рода общественных «устроениях» бал не имел статуса увеселения. В Московском Петровском воксале, например, к числу увеселений причислялись только журналы и газеты (как российские, так и иностранные), коммерческие игры, бильярды и некоторые музыкальные инструменты. Балы и маскарады были по опубликованному регламенту приравнены к собраниям членов Воксала и господ посетителей, иными словами, рассматривались как форма, ориентированная прежде всего на общение.

12.12.2017