Центральное звено бала

Центральное звено бала

В нее входит особое платье, которое у женщин дополнено множеством украшений, множество свечей, освещающих залу, цветы, громкая музыка, и, наконец, этикетные формы общения. К последним, как и, естественно, к танцевальным фигурам, самое непосредственное отношение имел балетмейстер - одна из ключевых фигур, разрабатывавших в тот период церемониалы.

Танцмейстер, балетмейстер - вообще центральное звено бала. Он его создатель, его режиссер. Его роль подобна роли «серого кардинала»: он невидимый правитель Империи танца. В цехе профессиональных танцмейстеров рождается мода на новые танцы, придумываются новые па, формируются методы передачи исполнительского искусства непрофессионалам. Как подчеркивал уже упоминавшийся Ш. Компан, танцмейстеру «предоставлено старание, чтоб он всякому воспитаннику назначал такой вид телодвижения, который ему пристроен». Танцмейстер подобен скульптору, пластически воплощающему скрытую душу человека в материале его собственного тела.

Наряду с собственно театральными фигурами, «танцмейстерский цех» задавал нормы и для музыкальных композиций, предназначенных для балов. Показательно, что в Европе именно танцмейстерам было предоставлено исключительное право содержать не только танцевальные школы и танцевальные залы, но и школы для обучения игре на музыкальных инструментах, «чтобы давать серенады и вечернюю музыку и инструментальные концерты в публичных собраниях». Подобное замыкание на фигуре танцмейстера музыки и способов ее пластического воплощения совершенно закономерно, ведь в балете, как отмечали специалисты, музыка либо сочиняется специально для спектакля, либо балетмейстер аранжирует танец по известной музыкальной пьесе. Так или иначе, но композитор здесь имеет достаточную зону свободы. В общественных же танцах, напротив, музыка «должна быть аранжирована по танцу».

29.04.2017