Элемент «государевой» праздничной церемониальной культуры

Элемент «государевой» праздничной церемониальной культуры

Сам же бальный церемониал был выстроен как серия проходок отдельных пар и в этом отношении скорее может быть сопоставлен со столь знакомым по фольклорным праздникам переплясам, чем с привычными для XX века общественными танцами, построенными как коллективное самовыражение под музыку. В бале акцентуация совсем иная. В его эпицентре - демонстрация искусности каждого из танцоров. Танцующие, одна пара за другой, проходят через зал и вливаются в общее обрамление танцевального центра. Несколько иная ситуация была, впрочем, в кадрилях: четыре пары там как бы танцевали друг против друга, но все равно по очереди. Именно на демонстрацию «себя передо всеми» и опиралось сословно-консолидирующее начало бала.

Как элемент «государевой» праздничной церемониальной культуры, бал входил в обиход через подчеркнутое выделение его из обыденного пространства-времени. Известно, что вскоре после своего появления бальная культура оказалась тесно связанной с ассамблеями, для проведения которых в Петербурге был выстроен Летний сад. Связь ранней бальной культуры с Летним садом позволяет проникнуть в семантику той знаково-символической системы, элементом которой и был бал. Попытаемся в общих чертах ее реконструировать.

В Летний сад, как известно, поначалу добраться можно было двумя путями - через Царицын луг («посуху») и по воде. Однако из этих двух путей лишь второй получил высочайшее одобрение. К Летнему саду подъезжали на лодках, привязывали их под крутым берегом и поднимались по склону к галерее, где гостей по старинному домашнему обычаю встречала императрица и ее дочери. Из их рук каждый прибывавший получал чарку вина и дальше мог какое-то время забавляться «по произволу». Не исключено, что для избежания искуса у собиравшихся на ассамблею проехать через луг в 1716 году он был отделен от сада каналом.

19.08.2017