Устройство фейерверка

Устройство фейерверка

Окказиональность имеет одно удивительное свойство - временную ограниченность, преходящесть события, привязанного к конкретному поводу, дню и даже часу, по большому счету преследует цель увековечить этот момент, перевести его из категории временной в разряд вечного. Именно поэтому устройство фейерверка сопровождалось выпуском специального проспекта с гравюрами и пояснительным текстом. Так или иначе запечатлевались и наиболее примечательные surtout - либо в виде таких же проспектов, как саксонский свадебный королевский стол 1719 года, или своего рода выставки, наподобие той, что Екатерина II устроила в Зимнем дворце для вновь изготовленного Арабескового сервиза, или на живописных полотнах. Причем здесь важно не перепутать - не гравюра продлевает жизнь фейерверку, а фейерверк дает ей право на жизнь. Окказиональные искусства не живут во времени, а конденсируют, «запечатывают» его.

Естественно, что подобное искусство уже не могло существовать на праздничном столе, который мыслился не как единичный, а как постоянный, за которым можно было оказаться всегда. Такой «континуальный» и был создан культурой ресторанов. А постоянный праздник подразумевает жесткую атрибутику, благодаря которой он может быть опознаваем как праздник. Отсюда столовый этикет (даже в конце XVIII века никого не занимала классификация вилок), выразительный ассортимент и даже впечатляющий уровень цен. Естественно, что появление ресторанов было инспирировано кардинальными переменами социокультурного свойства (это подтверждается уже тем, что именно им было суждено доминировать в сфере праздничной еды). Настольные же украшения, как и многие другие слишком характерные явления принципиально иной культуры, попали в разряд занимательных диковин.

25.06.2017