Парадокс настольных украшений из фарфора

Кстати, последнее обстоятельство объясняет многие вопросы, обычно возникавшие в связи с этой серией.

Парадокс настольных украшений из фарфора
Почему, например, часть сохранившихся экземпляров не расписана и зачем в серийном ряду одиночных фигур вдруг появляются двухфигурные и трехфигурные группы, тем более что для них нет образцов в книге И.-Г. Георги, по гравюрам которой создавалась вся серия? На самом деле очевидно, что нерасписанные фигуры принадлежали surtout (первоначально фигуры для филе не было принято расписывать вовсе), а скульптурные группы появились из естественной необходимости иметь для них композиционный центр, желательно поддержанный двумя группами поменьше на флангах. Так, композиция «Коряки» полагалась на центр филе из фигур «Народов России», которое в свою бытность в Петербурге получил в подарок от русского двора принц Мекленбург-Шверинский.
Парадокс настольных украшений из фарфора
Отсюда же проистекают и композиционные особенности этих групп: они явно создавались в расчете на круговой обзор, тогда как одиночные фигуры этой серии, образцом для которых служили раскрашенные гравюры этнографического атласа, строго фронтальны.

Последний сюжет выявляет некий парадокс настольных украшений из фарфора, как, впрочем, и других «стационарных» конструкций. Они могут существовать и после праздника, использоваться вторично, наконец, тиражироваться, но при всем этом остаются явлениями (фазовыми», «одномоментными», поскольку surtout de table осуществляют свое назначение только в момент банкета, когда непосредственно декорируют этот конкретный банкет, это событие, пока живут на столе. Существующие вне конкретной ситуации, они подобны графическим увражам, запечатлевшим те же банкеты или фейерверки. И так же, как фейерверки, настольные украшения - суть явления окказиональные.

26.04.2017