Императорский завод

Другой тип фарфоровых surtout de tableeft, принятых на вооружение Императорским заводом, - так называемые «триумфы» и композиции на античные мотивы. В этом жанре было выполнено подавляющее большинство настольных групп второй половины 1780-1790-х годов. Толчком к освоению нового жанра послужил знаменитый берлинский десерт, подаренный Фридрихом II Екатерине II в 1772 году. Замысел настольного украшения этого сервиза исходил непосредственно от прусского короля. Композиция состоит из 40 частей и представляет триумф Екатерины II, представленной в окружении подвластных ей народностей и сословий. Центральная фигура - сильно напоминающая слегка уменьшенный храм - представляет императрицу на подиуме на троне под роскошным балдахином. Большинство фигур этой серии были моделированы В.-Х. Майером. Чуть позже в 1782 году в подарок от князя Г. А. Потемкина императрица получила еще один свой фарфоровый «триумф» - десертный сервиз севрского завода с бисквитовым surtout, представляющий собой «постамент со статуями и колонной, на которой (возвышался) монумент Ея Императорского Величества».

Естественно, что композиции такого рода монархине не могли не понравиться. Императорский завод отреагировал быстро-уже в 1784 году появилось первое русское филе-триумф из девяти фигур: монумент императрицы в центре, две группы, символизирующие Грузию и Таврию под властью России, аллегории военной и морской силы и четыре фигуры добродетелей, приличных просвещенной правительнице. Речь идет об Арабесковом сервизе, заказанном в честь победы в русско-турецкой войне. Естественно, что к исполнению памятника по такому важному поводу отнеслись весьма серьезно. Так, составлением программы руководил генерал-прокурор Сената А. А. Вяземский, к делу были подключены Г. Р. Державин и Н. А. Львов. Модели для фигур выполнил ведущий скульптор завода Ж.-Д. Рашетт. Результат оправдал ожидания - лучшего настольного украшения ни до ни после в России уже не создавалось.

29.06.2017