Сады или ландшафты с разного рода архитектурными деталями

Сады или ландшафты с разного рода архитектурными деталями

Трудно сказать принадлежала она именно этому охотничьему сервизу или нет, но моделировалась она несомненно как часть настольного украшения - поза охотника подчеркнуто развернута в сторону некоего потерянного центра. Впрочем, «охотничьих» филе в ту пору создавалось много: первый - в Майсене в 1730-х годах, самые известные - в 1740-х в Нимфембурге и Вене. Но эти композиции представляли собой не храм, а филе: в этом жанре была выполнена большая часть фарфоровых настольных украшений.

Это предпочтение определил сам фарфор. Очевидно, что этот материал куда более пригоден, да и смотрится естественнее в мелкой пластике, а не в грандиозных конструкциях. Немаловажным фактором, определившим популярность фарфоровых филе, была известная гибкость этого типа настольных декораций. Конечно, самые знаменитые филе выполнялись к конкретному случаю и по специальной программе, как завершенный ансамбль. Но, в принципе, филе из фарфоровых фигур можно было довольно свободно и совершенно произвольно составить. Иногда такие «компилятивные» филе выпускал сам завод, используя для нового сервиза модели старых комплектов и серий. А чаще филе составлялись уже на столе из тех фигур, что были в распоряжении кондитера.

Самым же предпочтительным сюжетом для подобных композиций были сады или ландшафты с разного рода архитектурными деталями, кукольными статуями и персонажами. Их довольно легко представить, опираясь не только на известные описи фигур для стола, вроде приведенного инвентаря канцлера Брюля, но и на многочисленные изображения, представляющие довольно широкий диапазон «садов на филе» по времени и стилю - от коронационного стола Якова II Английского 1685 года до образцовых «парков», предложенных сиром Жилье в 1751 году в книге «Le Cannameliste Francaise» (Nancy, 1768), и знаменитого «длинного» филе на свадебном столе Иосифа II и Изабеллы Пармской 1760 года.

22.10.2017