Крупная многофигурная форма

Последнее название встречается уже второй раз, что отнюдь не подразумевает, что речь идет об одной и той же группе. «Парнасы» - скорее не собственное наименование, но жанр фигуративных настольных украшений. В отличие от филе, образованных отдельными статуэтками и небольшими группами, «Парнас» - это крупная многофигурная форма, своего рода фарфоровый монумент, способный и в одиночку составить украшения парадного стола. В реальности «Парнасы», конечно же, дополнялись другими предметами, но те играли откровенно вспомогательную роль. Самые известные фарфоровые «Парнасы» были созданы И.-И. Кендлером в 1750 и 1755 годах. «Парнас» императрицы Елизаветы Петровны представляет собой версию последнего. Спустя двадцать лет для русского двора будет выполнен еще один замечательный «Парнас», принадлежащий, так же как кендлеровский монумент, к числу признанных шедевров искусства фарфора. Это белый бисквитовый surtout de table сервиза с камеями, выполненный на Севрской королевской мануфактуре по заказу Екатерины II (модель Буазо, 1779 г.). Поэтому севрский «Парнас» увенчан не фигурой Аполлона, которая в ту пору воспринималась как символ искусного правления и просвещенного покровительства художествам (отсюда и популярность подобных групп на монаршьих столах), а бюстом Минервы. Однако эта композиция до сих пор хранится в Севре в музее керамики. По каким причинам она не была отправлена, установить не удалось.

По традиции считается, что такой тип фигуративных украшений, при котором декорация стола сконцентрирована в одной-трех крупных формах, ведет свое происхождение от многофигурных групп, украсивших праздничный банкет, устроенный испанским посланником в Париже герцогом Альбой в честь рождения принца Астурии в 1707 году.

19.11.2017