Первое описание фигуративной настольной композиции

Первое описание фигуративной настольной композиции

Роскошный вид этого пладеменажа вполне отвечал новым вкусам русского двора: после смерти Петра I тяга к разного рода приятным роскошествам, в том числе и настольным, стала заметно нарастать. Весьма показательный пример тому - эскиз настольной декорации Никола Пино из Музея декоративного искусства в Париже. На большом подносе сложного профиля на двух глобусах, поддерживаемых атлантами, возвышаются двуглавые орлы, между ними в окружении флаконов - восьмигранная урна с эспаньолетами, амурами и медальоном в гирляндах, на котором изображен бык и надпись «5-го числа». Все это венчает женская фигура с двойным вензелем «Е» в руках. Очевидно, что этот вероятнее всего так не реализованный проект был приурочен ко дню рождения Екатерины I, родившейся 5 мая под знаком быка.

Конечно, в конце 1720-х годов серебряные пладемена-жи были далеко не единственным и даже не самым распространенным типом настольных украшений в России. Вероятно, превалировали все же фонтаны и разного рода сахарные затеи. Но, к сожалению, их описания или изображения до нас не дошли. Известно лишь, что в 1728 году при перестройке дома Апраксина для нужд двора специально были возведены «три покоя для конфектных уборов».

Первое описание фигуративной настольной композиции XVIII века в России датируется 1738 годом. Тогда для Анны Иоанновны из крашеного сахара и папье-маше был выполнен десерт, «представляющий Императорский дворец в Петергофе с садом и фонтанами». Последние, кстати, вполне могли быть и действующими. Палили же пушки в замке-конфекте, ставшем главной сенсацией парадного обеда курфюрста пфальцского 5 марта 1726 года. Подобных примеров находится так много, что можно посчитать, что разного рода механические эффекты стали в то время едва ли не обязательным элементом сахарных затей.

20.10.2017