Банкетные украшения в виде буфетов

Банкетные украшения в виде буфетов и фонтанов в XVIII веке пользовались популярностью во всех европейских странах, причем не только на уровне старого обычая, но как рекомендуемый образец. В частности, упомянутая флорентийская гравюра XV века воспроизведена в знаменитой «Le nouveau Cuisinier royal et bourgeois Me-сьяло 1691 года и нескольких более поздних переизданиях этой книги. «Итальянскими» же мы позволили себе их назвать не только в силу их происхождения, но явной стилистической принадлежности к классическому итальянскому барокко. Его дух явно главенствует не только в серебряных лоханях XVII века, но и в роскошном буфете, украсившем одну из трапез Людовика XIV, известном по натюрморту Франсуа Деспорте, и даже в буфете 1739 года, убранном к свадебному банкету мадам де Премье в Отеле де Билль, скрупулезно воспроизведенном на акварели Франсуа Блонделя Младшего, равно как и в более поздних примерах. И это вовсе не удивительно. Независимо от стилистики отдельных деталей «преизобильно украшенная великолепная гора» и «извергающий струи фонтан» вряд ли могут быть восприняты вне контекста культуры барокко. Равно как и декларативная декоративность этих затей. В отличие от «французских» surtout фонтаны и горы были откровенно «бесполезны» для стола (если на минуту отрешиться от их вполне прикладной задачи этот стол украшать), более того - в принципе, независимы. И горы и фонтаны могли существовать совершенно сепаратно как стационарные буфеты, оформлявшие столовые покои и специальные буфетные; обычные и так называемые «обжорные» фонтаны с водкой или вином, которые в дни государственных праздников было принято устраивать на площади на потеху народа рядом с горами незатейливых яств.

С этой точки зрения тип настольных украшений, условно обозначенный нами как «немецкий», занимает промежуточное положение между «горами и фонтанами» и французскими surtout. Мы имеем в виду фигуративные композиции. С одной стороны, они вполне самодостаточны и с гастрономической стороны зачастую бесполезны. Кроме того, выполненные в твердом материале, они могут использоваться не только для целей столового декора, однако они куда прочнее «стоят» на столе, чем пышные бароккальные затеи.

29.06.2017