Рациональность предметов

Однако диапазон настольных украшений филе не исчерпывается.

Рациональность предметов
Термин «surtout», например, впервые был использован отнюдь не в связи с фигуративной композицией, а в описании «большой махины, называемой surtout de table» (une grand machine, appelee Surtout de table), с канделябрами и несколькими емкостями для разной еды, украсившей в 1692 году свадебный банкет принца Шартр-ского во дворце Монсеньера (брата короля) в Пале-Рояле. Впоследствии за этим типом предметов закрепилось более употребимое теперь название «пла де менаж» (от французского «plat de menage»), применимое и для конструкций, где место плошек для еды занимали сосуды для специй. Одновременно в составленном в 1694 году «lInventaire du mobilier de la Соигоппе...» тем же термином surtout de table названы и центральные предметы сервизов - чайник, сахарница, молочник и светильники, иногда поднос - вероятно, потому, что сервизы тогда только появились и вполне могли почитаться чем-то особенным. Позднее в качестве surtout могла выступать и роскошная супница, часто в комплекте с парой мисок поменьше и канделябров. Например, настольное украшение, спроектированное Мейсонье для милорда Кинстона (гравюра Г. Юбье по рис. Ж.-О. Мейсонье, 1735 г.; библиотека Музея декоративных искусств, Париж). Но при всем разнообразии форм всем перечисленным surtout присуще общее и главное для них качество: эти декоративные формы были одновременно и утилитарными (могли использоваться как посуда). Так что есть все основания говорить о них как об одном типе настольных декораций, который при желании можно обозначить, как «французский», имея в виду не только географический резон (страну, где они появились), но и чисто французскую практичность, рациональность этих предметов.

26.05.2017