Петровская эпоха

Кроме того, в свите царя находились для развлечения двое шутов - «они были весьма забавны, когда заикались, путались в словах и никак не могли высказать друг другу своих мыслей». Такие наблюдения можно назвать отправной точкой для объяснения привязанностей и интересов Петра I. Далее появляются более конкретные сведения. «Анатомия, медицина, а в особенности хирургия и натуральная история также занимали досуг Петра. Он слушал курс в первой их сиих наук в Амстердаме в 1697 г. у известного своей ученостью профессора Рюйша... у которого он купил его анатомический кабинет, и он вместе с собранием аптекаря Себа составил собственный его кабинет натуральной истории: раза два или три в неделю Петр посещал оный, пополняя телами уродов, разными животными и растениями, из коих некоторые находил сам, и всегда присутствовал при анатомических операциях...»

Петровская эпоха даже теперь потрясает своей насыщенностью и новаторским разнообразием. Фигура Петра I, безусловно, парадоксальна, так как буквально все стихии человеческого творчества, все виды деятельности были им испробованы. И его максимализм, даже некий гигантизм проявлялся постоянно - в указах, реформах или просто действиях и поступках. Это была удивительная непредсказуемая личность, способная принять серьезные и обдуманные решения, а иногда проявлявшая дерзкое и необъяснимое мальчишество, какое-то дон-ки-хотство, как, например, в Амстердаме, где «в 1697 году, в довольно сильный ветер остановил рукой мельничные крылья, чтобы лучше рассмотреть механизм некоторых частей».

Для достижения уровня европейской цивилизации, как полагал Петр, необходимо было действовать не «производством слов, а производством вещей». Новые одежды, новые манеры, стиль, Академия наук и Кунсткамера, библиотеки и общедоступный театр, флот, столица, непосредственно граничащая с западными рубежами, - все это показатели, что «в культурной иерархии слово уступило место вещи». «От словесного «музея раритетов» Симеона Полоцкого к петербургской Кунсткамере, реальному музею монстров и курьезных вещей - такова стремительная эволюция русской культуры», - отмечали исследователи. Одним словом, от рассуждений - к действу.

12.12.2017