Большие государственные световые зрелища

Большие государственные световые зрелища

К концу 1760-х и в 1770-е годы картина меняется. Большие государственные световые зрелища становятся редкостью. Пышное декоративное искусство фейерверков постепенно угасает. Иллюминации с годами теряют свою специфику, сливаются с театральными представлениями. Яркий пример - зрелище 1775 года на Ходынском поле. На иллюминационных плотах тогда был разыгран настоящий музыкальный спектакль с вокальными и балетными номерами, с большим числом участников - переодетых учеников Академии художеств. «Была занята площадь в несколько сот сажен, длинная и широкая, выровненная и посыпанная серым или морского цвета песком для представления Черного моря. На ней стояли настоящие, построенные почти в натуральную величину и прекраснейшим образом украшенные флагами и иллюминированные военные корабли. Далее у моря были построены различные турецкие крепости, занятые во время войны русскими войсками, служившие одновременно большими маскарадными залами, где танцевали несколько тысяч масок, а на площадях вокруг были собраны все виды игр для забав необычайного количества народа». Опыт фейерверочного театра начинает использоваться для создания сценических эффектов в театральных постановках и балаганных феериях.

В те же годы фейерверки и иллюминации получают широкое распространение в частном обиходе, причем не только в столицах, но и в провинции. Это увлечение, без сомнения, связано с расцветом во второй половине XVIII века частного крепостного театра. Не случайно в опере «Пиковая дама» гостей екатерининского вельможи сначала приглашают послушать пастораль, а затем «смотреть на блеск увеселительных огней». «Ныне в губерниях и прочих городах также партикулярные многие люди имеют охоту представлять фейерверки и иллюминации», - начинает М. В. Данилов свое «Довольно ясное показание, по которому всякий сам собою может приготовить и делать всякие фейерверки и разные иллюминации».

22.11.2017