Несколько парадных анфилад

Теперь его помещают в конце анфилады, чтобы разыграть козырную карту с наиполнейшим эффектом - завершив осмотр анфилады в ее кульминационном звене. Кстати, именно в этот период произошел полный разрыв между внутренним устройством дома и его внешним симметричным обликом.

Анфилады, столь по-особому преобразующие пространство, так пришлись по вкусу, что число их стали увеличивать. Чтобы попасть на главную анфиладу, надо было сначала пройти по боковой анфиладе в глубине дома - перпендикулярной к главной. Ее часто сооружали так, что анфиладные проемы располагались как раз против оконного простенка, который заполняли зеркалом. В глазах посетителей это зеркало многократно множило комнаты, по которым они двигались еще только по направлению к главной анфиладе. В последнем звене, которое являлось также элементом главной анфилады, пространство раздвигалось, приглашая следовать по новым «бесконечностям». Границ у дома как бы не было. В иных случаях устраивалось несколько парадных анфилад: они пересекались под прямыми или даже острыми углами, возникали новые неожиданные ракурсы и перспективы, пространство дома, казалось, утрачивало не только границы, но и всякую реальную и устойчивую систему координат.

Но пространственная игра «бесконечных» анфиладных перспектив - это только элемент нового художественного эксперимента с парадной частью дома. В орбиту интересов включается и сама совокупность анфмадных помещений. Изощренное художественное сознание стало «лепить» пространственный образ самой анфилады как некоего цельного архитектурного организма. Это осуществлялось варьированием форм и объемов, составляющих анфиладу помещений. Большие, средние и маленькие объемы, в которых высоты «правильно» соотносились с площадями, прямоугольные, округлые или со округлениями, с нишами, колоннами и пилястрами, под куполами или с падугами и так далее, ориентированные вдоль или поперек анфиладной оси, они собирались в единый и цельный пластический художественный образ, развивающийся по особым художественным законам, в которых были задействованы и плавность, и контраст.

14.12.2017