Композиторы

Композиторы сумели выразить в них глубокие гуманистические идеи с помощью доступных, понятных широкому кругу людей музыкальных средств. В наше время эти сочинения заняли надлежащее им место на концертной эстраде рядом с мессами Баха и Бетховена, реквиемами Моцарта и Верди.

Из произведений Березовского до нас дошли немногие. Но именно ему принадлежат первые образцы нового хорового письма, вытеснившего уже отживший к тому времени барочный стиль партесного многоголосия. Первые его произведения концертного жанра обратили на себя внимание еще в середине 60-х годов. В камер-фурьерском журнале под 22 августа 1766 г. записано: «Пет был концерт, сочиненный музыкантом Березовским». Вершиной творчества М. С. Березовского является монументальный концерт «Не отвержи мене во время старости», в котором высокое мастерство многоголосного хорового изложения соединяется с глубиной мысли и яркой напряженной экспрессией. Одного этого произведения было бы достаточно, для того, чтобы поставить Березовского в ряд с крупнейшими представителями русской художественной культуры XVIII в.

Талант Д. С. Бортнянского был более мягким, лиричным. Ему меньше свойственны мужественная, суровая скорбь и драматизм, с такой силой проявившиеся у его старшего современника. Связанный со многими видными русскими поэтами и художниками, Д. С. Бортнянский отразил в своем творчестве некоторые общие тенденции развития отечественной культуры последнего десятилетия XVIII в. Его концерты и другие хоровые произведения можно отнести к жанру «философической лирики», в основе которой лежала идея нравственного самосовершенствования личности, проповедь добродетели и любви к ближнему. В этом смысле допустима параллель между Д. С. Бортнянский и М. М. Херасковым, на слова которого написано едва ли не самое популярное его сочинение - гимн «Коль славен в Сионе». Есть сведения о том, что Бортнянский, как и Херасков, был связан с масонством и на музыку этого гимна исполнялись масонские гимны.

21.09.2017