«Сын-соперник»

Все эти сочинения остались неизвестными за пределами узкого круга лиц, близких к «малому двору», и были возрождены только в недавнее время.

Сочетанием нежной чувствительности и легкого, порой игривого юмора привлекает опера «Сокол» (1786), сюжет которой восходит к одной из новелл Бокаччо. Написанная годом позже опера «Сын-соперник» (1787) близка по характеру к сентиментальной драме с морализующей тенденцией. Поэт и актер-любитель И. М. Долгоруков, участвовавший в спектакле, писал: «Музыка сочинена Бортнянский еще трогательнее и лучше, нежели для первой...» (онеры «Сокол»). Сюжет оперы напоминает о судьбе испанского инфанта дон Карлоса, послужившей основой и для драмы Шиллера. Но драматическая коллизия оперы получила счастливую развязку: благородный отец дон Педро, узнав о несчастной любви сына, отказывается от руки своей невесты и дает благословение на ее брак с Карлисом.

Среди инструментальных произведений Д. С. Бортнянского особенно выделяется по своему масштабу и блеску изложения Концертная симфония для ансамбля из семи инструментов, которые поочередно выступают в качестве солирующих. В светлом темпераментном характере музыки и мелодическом строе отдельных эпизодов отразились итальянские впечатления композитора.

Но основной вклад М. С. Березовского и Д. С. Бортнянского в русскую музыку связан с их хоровым творчеством. Они были создателями нового типа хорового концерта, вобравшего в себя и оперную мелодику, и элементы классической инструментальной музыки, а порой и интонации песенно-романсного характера. П. И. Чайковский, подготовивший к печати полное собрание духовных сочинений Бортнянского, признавал, что в некоторые из его концертов «вошли совершенно светские, даже сценические оперные приемы».

По своему содержанию духовные сочинения Д. С. Бортнянского и М. С. Березовского далеко выходят за пределы чисто богослужебной музыки.

21.10.2017