Творческая деятельность

Творческая деятельность обоих композиторов не ограничивалась сочинением хоровой церковной музыки, которую они обязаны были писать как служащие капеллы. М. С. Березовский во время своего пребывания в Италии создал оперу «Демофонт» на итальянский текст, поставленную в Ливорно в карнавальный сезон 1773 г., а по некоторым данным также и во Флоренции. Полная партитура оперы не сохранилась, известны только четыре арии из нее. Музыка их, выдержанная в традициях итальянской «серьезной» оперы, не отличается большой оригинальностью, но привлекает мелодической выразительностью, тонкостью фактуры. В ней чувствуется рука одаренного, хотя, может быть, еще не нашедшего свой путь мастера. Недавно была найдена рукопись скрипичной сонаты Березовского, написанной в стиле раннего Моцарта47, с которым русский композитор мог встречаться в Италии, так как они в одно и то же время проходили испытание в Болонской академии.

Д. С. Бортнянский, проведший за границей целое десятилетие, поставил в Венеции и Модене три свои оперы на итальянские либретто: «Креонт», «Алкид» и «Квинт Фабий» (сохранились две последние). В целом, как и «Демофонт» Березовского, они носят традиционный характер, но содержат интересные творческие находки. Особенного внимания заслуживает «Алкид», где проявляются новаторские искания, присущие и некоторым итальянским композиторам того времени: стремление к созданию больших, целостных сцен, проникнутых непрерывным драматическим развитием, к усилению роли оркестра и хора. Последнее особенно характерно для будущего мастера хорового письма.

Вернувшись в Россию, Д. С. Бортнянский одновременно с работой в капелле руководил музыкальными развлечениями «малого двора» наследника престола Павла Петровича. В обязанности композитора входило сочинение и разучивание опер, исполнявшихся силами высокопоставленных актеров-любителей в Гатчине и Павловске, а также занятия музыкой с супругой Павла. Д. С. Бортнянский было написано для «малого двора» три оперы на французские тексты Ф.-Г. Лафер-мьера, библиотекаря наследника, а также ряд инструментальных ансамблей, фортепьянных сонат и других пьес.

29.06.2017