Хоровое творчество русских композиторов

Наиболее значительна по содержанию, драматически взволнованная, первая соната соль минор. Первой частью ее служит скорбно-патетический траурный марш, за которым следуют бурно-стремительное аллегро и вариации на тему элегически-песенного характера. Все три части связаны единством замысла, несмотря на смелые контрастные сопоставления и разнообразие выразительных оттенков.

Высокого уровня достигает в XVIII в. хоровое искусство, которому всегда принадлежало большое место в русской музыкальной культуре. И в этой области дают о себе знать новые тенденции.

Хоровое творчество русских композиторов в последней трети XVIII в. развивалось по двум направлениям. Одно из них, тесно связанное с народной песней, получило развитие главным образом в рамках оперного жанра. Выше уже говорилось о замечательных хоровых обработках народных песен в «Ямщиках на подставе» Е. И. Фомина, «Санкт петербургском Гостином дворе» В. А. Пашкевича. Другое направление сохраняло связь с церковным пением, но также испытывало влияние общего «духа времени» и нередко далеко выходило за пределы узко культового значения.

Среди композиторов, в творчестве которых хоровые жанры занимали преобладающее место, наиболее значительны М. С. Березовский и Д. С. Бортнянский. Оба они - выходцы с Украины, где получили первоначальное музыкальное образование, затем были взяты в Петербугскую певческую капеллу и после успешного завершения учебного курса направлены для совершенствования в Италию. В дальнейшем, однако, судьба их сложилась по-разному. Березовский, успешно сдавший в 1771 г. экзамен в Болонской филармонической академии на звание академика-композитора, не нашел на родине достойного применения своим силам и способностям и покончил с собой на тридцать втором году жизни. Бортиянскому, напротив, удалось сделать блестящую карьеру. Он стал руководителем Придворной капеллы, занял почетное место в музыкальном мире.

18.08.2017