Несколько десятков сочинений

Темы взяты композитором из собственного сборника и разработаны с помощью несложных приемов, так что играть его вариации можно было на любом клавишном инструменте (клавесин, клавикорды, фортепьяно) и на гуслях. Более интересны и разнообразны вариации В. С. Караулова, который привносит в народную песню черты сентиментальной патетики. Идя навстречу вкусам широкого круга любителей, вариации на темы народных песен писали и иностранные музыканты, работавшие в России-

Среди многочисленных сочинений этого жанра особое место занимают скрипичные вариации И. Е. Хандошкина. Сын оркестрового музыканта и внук крепостного, он прославился как замечательный скрипач, которого сравнивали с знаменитейшими европейскими виртуозами того времени. Об уровне исполнительского мастерства Хандошкина можно судить по его собственным произведениям, требующим высокоразвитой техники владения инструментом.

И. Е. Хандошкиным было создано несколько десятков сочинений в форме вариаций на народные темы. Мелодии он записывал сам у народных певцов, поэтому они часто представлены в его сочинениях в особых вариантах и отличаются от общеизвестных редакций, напечатанных в сборниках Трутовского или Львова-Прача. Вариации Хандошкина разнообразны как по своему образно-эмоциональному строю, так и по технике развития мелодии. В трактовку минорных лирических песен он вносит черты элегической чувствительности, близкой к сентименталистским тенденциям. В то же время, обращаясь к темам эпического характера («Что пониже было города Саратова», «Не бушуйте ветры буйные»), Хандошкин достигает в их разработке подлинной мощи и широты. Полны веселья и задора вариации на тему плясовой песни «Ах, по мосту, мосту». Проявляя большую изобретательность и остроумие, Хандошкин заставляет скрипку звучать то как балалайка, то как свистулька.

Кроме множества вариаций И. Е. Хандошкину принадлежат также три сонаты для скрипки соло и одна для скрипки с аккомпанементом. В целом примыкая к классическому типу сонаты, они отличаются большей свободой построения, а порой и известной импровизационностью.

11.12.2017