Вокальное творчество О. А. Козловского

В песне «Где, где, ах, где укрыться» широко развитое фортепьянное сопровождение приобретает черты оркестральности, изображая гром, молнию и подземное гудение. Это приближает ее к жанру романтической баллады, утвердившемуся в русской музыке лишь в XIX в.

В таких произведениях проявляется музыкальное мышление О. А. Козловского как театрального композитора. Но у него есть и простые, непритязательные песенки элегически чувствительного («Я птичкой быть желаю») или легкого анакреонтического характера («Пчелка» на стихи Г. Р. Державина), песни в народном духе («Выйду ль в темный я лесочек»). Мелодия его песни «Лети к моей любезной» стала народной и в различных трансформациях, в соединении с разными текстами, продолжала жить до конца XIX в.

Вокальное творчество О. А. Козловского, обозначившее высшую точку в развитии «российской песни», несет на себе печать пред романтических тенденций.

Русскими композиторами не было создано в XVIII в. крупных форм инструментальной музыки симфонического плана. Задатки русского национального симфонизма мы можем усмотреть в оперлых увертюрах Е. И. Фомина, В. А< Пашкевича - к «Ямщикам на подставе» или «Санкт петербургскому Гостиному двору», где композиторы

сочетают принципы западной классической музыки с народными темами, как бы предвосхищая идею М. И. Глинки, воплощенную им в «Камаринской». В увертюре к «Орфею» Фоминым был создан замечательный образец драматического симфонизма классического типа.

Самостоятельное же инструментальное творчество ограничивалось сравнительно скромными по масштабу произведениями, рассчитанными в основном на любительское музицирование. Одним из излюбленных его жанров были вариации на темы русских народных песен. К простейшим образцам этого рода произведений относятся два вариационных цикла В. Ф. Трутовского - придворного гусляра, составителя первого потного сборника русских народных песен.

23.08.2017