Расцвет камерной вокальной музыки

Расцвет камерной вокальной музыки, наступивший в конце XVIIIВ.,. связан с именами Ф. М. Дубяиского и О. А. Козловского, творчество которых является характерным выражением сентименталистских тенденций в области песенного творчества.

Из произведений Ф. М. Дубянского до нас дошли только шесть песен, которые напечатаны в «Карманной книжке на 1795 г.» музыкального издателя И. Д. Герстенберга, а затем много раз воспроизводились анонимно в печатных и рукописных сборниках. Они подкупают своей мягкой выразительностью, пластичностью мелодии, иногда напоминающей обороты русской народной песни («Бывало я с прекрасной» на анонимный текст). Особую популярность завоевала песня «Стонет сизый голубочек» на стихи И. И. Дмитриева, названные В. Г. Белинским квинтэссенцией «нежно вздыхательной сентиментальности». Более углубленный характер носит музыка песни на слова Капниста «Уже со тьмою нощи», близкой по настроению скорбно мечтательной лирике Н. М. Карамзина и раннего В. А. Жуковского.

Поляк по происхождению, О. А. Козловский вошел в русскую музыкальную культуру как мастер широкого творческого диапазона. Особенно прославился он в начале XIX в. созданием музыки к трагедиям В. А. Озерова, А. А. Шаховского, П. А. Катенина. С его именем связано утверждение полонеза в русской официально-торжественной и бытовой клавирной музыке. Ему же принадлежит несколько десятков «российских песен» и романсов на французские тексты, большая часть которых была написана и издана в 90-е годы XVIII в. и не раз перепечатывалась позднее.

В отличие от мягкой чувствительной лирики Дубянского песни Козловского характеризуются подчеркнутой напряженной экспрессией. Иногда небольшое лирическое стихотворение он превращает в развернутый драматический монолог с бурными эмоциональными взрывами и контрастами настроений (например, «Прежестокая судьбина» на анонимный текст, «Прости, мой свет, в последний раз» на стихи А. П. Сумарокова).

23.10.2017