«Собрание наилучших российских песен»

Большинство песен выдержано в форме популярных в то время светских танцев (менуэт, гавот, куранта), мелодика их порой манерна, лишена непосредственности выражения и носит скорее инструментальный, нежели собственно песенный характер. Вместе с тем следует отметить внимательное отношение к поэтическому тексту, точность декламации. Правда, А. П. Сумароков остался недоволен сборником Теплова и даже печатно протестовал против «самовольного» использования его стихов44, но это надо отнести, вероятно, за счет уязвленного авторского чувства самолюбивого поэта.

В 1781 г. петербургским книгоиздателем Ф. Мейером был напечатан сборник под названием «Собрание наилучших российских песен», вышедший пятью выпусками по шесть песен в каждом. Этот сборник демократичнее тепловского, проще и доступнее по изложению, а ряд песен проникнут искренним, задушевным чувством. Все песни даны анонимно, без указания на авторство текстов и музыки.

Исследователю русской вокальной музыки XVIII в. О. Е. Левашевой удалось установить принадлежность десяти стихотворных текстов (из общего количества 30!) М. И. Попову45, что позволяет думать о какой-то его причастности к самому изданию. Большинство текстов мейеровского «Собрания» мы находим в известных сборниках М. Д. Чулкова, Н. И. Новикова, а также в популярных песенниках конца века. Отдельные песни перепечатывались полностью, с нотами.

По сравнению со сборником Теплова в «Собрании» Мейера расширяется круг музыкальных жанров. Появляется пастораль с типичным для нее хороводным ритмом, встречаются и песни менуэтного типа, но ритмическая основа их более свободна, движение замедленно, мелодический голос отличается мягкой певучестью. В некоторых песнях ощущается веяние нарождавшегося сентиментализма. Таков, например, маленький шедевр «Поля, леса густые» на слова В. В. Капниста с выразительными «вздохами» в верхнем голосе и тщательно разработанной аккомпанирующей партией фортепьяно.

21.10.2017