Истоки «российской песни»

Частично дошла до нас опера «Золотое яблоко», по-видимому, написанная композитором в конце жизни и поставленная на сцене Петербургского театра в 1803 г., уже после его смерти. В основе ее лежит пародийно трактованный античный мифологический сюжет. Судя по известным нам фрагментам оперы, Фомин находился тогда на вершине своего мастерства. Музыка отличается тонкостью и изящным юмором. По свидетельству «хроникера» русского театра П. А. Арапова, опера имела успех, но большой роли в развитии отечественного оперного искусства она не сыграла. Исторический вклад Е. И. Фомина в русскую музыку определился тремя произведениями: «Ямщики на подставе», «Американцы» и «Орфей».

Наряду с оперой развивались и другие жанры - камерная, вокальная и инструментальная, хоровая музыка. Здесь было также немало значительных и ярких творческих достижений.

Особенно широкое распространение в конце века получил жанр камерной лирической песни с сопровождением типа романса, известной в то время под названием «российской песни». Это определение было дано ей в отличие от иностранных, преимущественно французских и итальянских песен и арий, распевавшихся в светских салонах. «Российская песня» означала не что иное, как песня на слова русских поэтов.

Истоки «российской песни» восходят к середине века. В 1759 г. был издан сборник под названием «Между делом безделье», включавший 17 песен на стихи А. П. Сумарокова и близких ему поэтов-лириков (Н. А. Бекетов, И. П. Елагин) для одного или двух голосов с инструментальным сопровождением. Автором сборника, скрывшимся под инициалами Г. Т., был один из просвещенных государственных деятелей елизаветинского времени, академик, литератор и любитель музыки Г. Н. Теплов. Сборник был выпущен вторым изданием в 1776 г., а отдельные песни из него перепечатывались без указания источника до конца века.

Стилистически песням Теплова присуща еще известная двойственность, и самая форма их изложения на трех нотных строчках сохраняет связь с традицией рукописных сборников.

18.08.2017