Жанр мелодрамы

Жанр мелодрамы, созданный Ж.-Ж. Руссо и получивший затем развитие в творчестве немецких и чешских композиторов, примыкавших к движению «бури и натиска», был одним из проявлений передовых реформаторских тенденций в области музыкального театра. Руссо стремился противопоставить условности классицистической трагедии такой род произведений, в котором взволнованная патетическая декламация чередовалась бы с оркестровыми эпизодами. «Действующий актер,- писал он,- воодушевленный страстью, которая не позволяет ему все высказать, прерывает свою роль, останавливается, недоговаривает, и в это время оркестр говорит за него, причем это заполненное молчание бесконечно сильнее впечатляет слушателя, чем если бы актер сам говорил все то, что дает возможность услышать музыка».

В мелодраме Фомина всего два действующих лица - Орфей и Эвридика. Кроме того, введен мужской хор, звучащий как грозный голос рока. Чрезвычайно развитой характер носит партия оркестра, которому принадлежит ведущая роль в произведении. Именно оркестру поручены главные, кульминационные моменты действия. Среди наиболее развернутых и впечатляющих оркестровых эпизодов следует назвать бурную, полную драматических контрастов увертюру, с которой перекликается завершающая произведение неистовая пляска фурий.

Е. И. Фомин не ограничивается просто музыкальной иллюстрацией текста, а часто углубляет и досказывает с помощью музыки ситуации, едва намеченные в поэме Княжнина. Так, например, в сцене у входа в царство теней солирующий кларнет заменяет голос Орфея, покоряющего властителей ада своим нежным и сладостным пением. Мастерство композитора проявляется и в том, как он объединяет все обилие музыкальных эпизодов в одно законченное целое.

Одна из вершин русской музыки XVIII в. «Орфей» и сейчас впечатляет своим драматическим пафосом, выразительной силой музыки.

Е. И. Фоминым было создано после «Орфея» еще несколько опер, музыка которых, однако, не сохранилась.

18.08.2017