Музыка «Американцев»

Но под покровом невинного комизма в пьесе высказывались критические суждения, которые русские помещики-крепостники могли легко принять на свой счет. Дирекция требовала изъятия сцены, где «начальник американцев» Ацем приказывает сжечь на костре двух испанцев, что могло вызвать нежелательные аналогии со случаями расправы крестьян над угнетателями-помещиками. Но развязка действия была вполне благополучной: вождь индейцев, уступая мольбам своей возлюбленной - испанки Эльвиры, щадит пленников и отпускает их на свободу.

Музыка «Американцев», выдержанная в формах развитой итальянской «оперы буффа», написана мастерски и даже с блеском. Особенно замечательны большие, динамичные ансамблевые сцены, приходящиеся на узловые моменты действия. Объединяя партии нескольких действующих лиц, композитор сохраняет их индивидуальные характеристики. В некоторых моментах музыка достигает драматической силы выражения (например, ария Эльвиры «Вижу поле я сраженья, вижу я оружья блеск»). Но самой яркой фигурой оказался, пожалуй, слуга испанского предводителя Фолет, комедийный образ, имеющий много общего с Лепорелло из моцартовского «Дон Жуана» и так же, как он, позволяющий себе довольно дерзкие высказывания о своем господине. В целом эта опера, соединяющая в себе комедийную живость и остроту со светлым, грациозным лиризмом и отдельными эпизодами драматического характера, выдерживает сравнение с произведениями прославленных итальянских композиторов, шедшими тогда на русской сцене.

Драматический дар Е. И. Фомина с наибольшей силой проявился в мелодраме «Орфей» на текст Я. Б. Княжнина, созданной в начале 1790-х годов. Это лучшее из произведений композитора доставило ему широкую известность и неоднократно с большим успехом исполнялось в Петербурге и Москве вплоть до начала XIX в.

26.07.2017