Главное достоинство оперы

Драматургически опера не представляет большого интереса. Довольно примитивная ее фабула сводится к тому, как вороватый бобыль Филька Пролаз, состоящий в услужении у исправника, пытается обманным путем уклониться от рекрутчины и вместо себя поставить молодого ямщика Тимофея. Приехавший офицер решает все по справедливости.

Главное достоинство оперы заключено в ее музыке, основанной на народио-песеииом материале. В отличие от довольно элементарных обработок народной песни в большинстве предшествовавших русских опер Е. И. Фомин находит разнообразные и порой довольно сложные средства, с помощью которых он расцвечивает народные мелодии и выявляет заложенные в них внутренние возможности. Особого внимания заслуживают два развитых по масштабу хора «Не у батюшки соловей поет» и «Высоко сокол летает». Впервые в них Фомину удалось воспроизвести многоголосную природу русского народного хорового пения, присущую ему свободу движения отдельных мелодических голосов. В этом смысле он выступает здесь как новатор, далеко опередивший всех своих современников.

Продолжая неутомимо работать, Фомин создал в 1788 г. новую оперу «Американцы» на текст И. А. Крылова. Для замечательного русского сатирика и баснописца это был не первый опыт в области оперной либреттистики. До «Американцев» им было написано два либретто опер, но ни одна из них не увидела свет рампы. Неудача постигла и третью. Представленная в Театральную дирекцию опера Крылова и Фомина не была принята к постановке и оказалась допущенной на сцену лишь через двенадцать лет.

Причиной ее отклонения являлись не художественные недостатки текста или музыки, а моменты идеологического порядка. Казалось бы, что могло смутить театральных чиновников в этой веселой комедии, сюжет которой, относящийся ко времени покорения индейских племен испанцами, был очень далек от современной российской действительности?

29.06.2017