Мелодии народных песен

Мелодии народных песен встречаются и в сольных партиях, но здесь они использованы большей частью в пародийном плане, как средство комедийной обрисовки персонажей.

Другим источником музыкальных характеристик служит у Пашкевича интонация обычной разговорной речи. В этом отношении привлекает особое внимание секстет из третьего действия, построенный на зазываниях купцов-гостинодворцев и торопливой болтовне приценяющихся к различным товарам барынек.

«Санкт петербургский Гостиный двор» бесспорно принадлежит к лучшим образцам русской оперы XVIII в.

Последующие оперы Пашкевича «Февей» (1786) и «Федул с детьми» (1791) 36, написанные по заказу двора на слова Екатерины II, уступают по своему значению рассмотренным выше произведениям. Вульгарный, псевдонародный характер текстов, изобилующих нередко очевидными нелепостями, до известной степени отразился и на музыке этих опер, неровной и эклектичной по характеру, хотя в ней есть и удачные, привлекательные моменты, связанные главным образом с разработкой фольклорного материала.

Следует также упомянуть об участии В. А. Пашкевича в создании музыки к грандиозному по своей пышности и великолепию спектаклю «Начальное управление Олега», поставленному на придворной сцене 22 сентября 1790 г., а затем показанному широкой публике в городском театре. Авторство пьесы, основанной на весьма произвольной, тенденциозной трактовке сюжета из русской истории, принадлежало самой императрице. К сочинению музыки было привлечено несколько композиторов, что уже само по себе не позволяло достигнуть стилистического единства.

11.12.2017