Простая и непритязательная фабула

В основе небольшой одноактной оперы «Скупой» лежит распространенный в мировой литературе и драматургии сюжет об одураченном скупце, который хочет завладеть состоянием своей молодой воспитанницы, но оказывается обманут и остается ни с чем. Я. Б. Кияжнин перенес этот сюжет в условия русской действительности. Опера изобилует острокомедийными ситуациями, мастерски переданными в музыке В. А. Пашкевича. Своего рода драматургическими узлами действия являются живо и остроумно написанные ансамбли. Иногда композитор прибегает к гротесковым приемам для создания комического эффекта.

Самым значительным произведением В. А. Пашкевича является опера «Санкт петербургский Гостиный двор, или Как поживешь, так и прослывешь» на слова М. А. Матинского, впервые поставленная на сцене петербургского «вольного» театра в 1782 г. В истории русской литературы пьеса Матинского оценивается как первая реалистическая бытовая комедия из купеческой жизни. Матинскому долгое время приписывалась также и музыка оперы. Но в настоящее время можно считать доказанным, что автором ее был не он, а Пашкевич. Не будучи профессиональным музыкантом, Матинский в лучшем случае мог указать «голоса» народных песен, включенных в текст оперы.

Простая и непритязательная фабула оперы сводится к тому, как подготавливаемая купцом Сквалыгиным свадьба его дочери с подьячим Крючкодеем расстраивается из-за разоблачения мошеннических махинаций отца невесты, совершаемых с помощью жениха. Главное в ней - это необычайно яркая и сочная обрисовка быта. Примечательна сцена помолвки купеческой дочери, представляющая собой первую в русской опере картину свадебного обряда. Ее основой служит сюита песен, очень топко обработанных Пашкевичем: легкое прозрачное звучание женского хора расцвечивается оркестровым сопровождением, воспроизводящим тембры народных инструментов.

23.10.2017