Комедийное начало

Различные по характеру, эти оперы дают представление о разносторонности дарования композитора. В «Несчастье от кареты» сюжет полу анекдотического характера служит для пробуждения сочувствия к жертвам помещичьего произвола и осмеяния модной в то время дворянской галломании. Помещик Филюрин для того чтобы приобрести новую дорогую карету, собирается отдать молодого крестьянина Лукьяна в солдаты. Этим хочет воспользоваться приказчик, чтобы овладеть невестой Лукьяна Анютой. Несчастная молодая пара, припадая к ногам своих господ, восклицает: «MonsegneurL Madame!..»

Растроганная тем, что слышит из уст крепостных французские слова, помещичья чета решает соединить их в браке.

Собственно комедийное начало занимает в опере сравнительно небольшое место, преобладает тон сентиментально-патетический, временами возвышающийся до подлинного драматизма. Наиболее развернутый характер носят образы Лукьяна и Анюты. Остальные персонажи обрисованы в музыке довольно бегло, а роль помещиков Фирюлиных ограничивается несколькими репликами. Самой колоритной фигурой является шут, который не участвует в действии, но комментирует его и высказывает порой довольно смелые критические суждения.

В музыке оперы отсутствует народно-жанровый элемент, только в увертюре эпизодически проходит мелодия популярной в то время народной песни «Как на матушке, на Неве-реке». Музыкальные характеристики крестьянских персонажей лишены конкретно-бытовых черт. Как верно заметил один из исследователей русской оперы, для музыкальных произведений этого времени «драматическая взволнованность и фольклоризм являются несовместимыми: все народно-песенное неизбежно приобретает в некотором роде дивертисментный характер»30. Это противоречие было преодолено лишь М. И. Глинкой, который доказал, «что русская мелодия... может быть возвышена до трагического стиля»31.

23.06.2017