Расцвет русской оперы

Композитор обработал народные мелодии, написал к ним аккомпанемент, сделав это достаточно тактично, с чутким пониманием народного музыкального склада. В оркестровом сопровождении М. М. Соколовский часто воспроизводит типичные приемы исполнения на народных инструментах. Кроме того, Соколовский самостоятельно сочинил музыку некоторых эпизодов, стиль которых трудно отличить от подлинной народной песни.

«Мельник» вызвал множество подражаний и стал образцом песенной оперы из народной жизни. Его сценическая жизнь была необыкновенно долгой и счастливой. Вплоть до 20-х годов XIX в. опера не сходила со сцены как столичных, так и провинциальных театров, неоднократно возобновлялась она и позже.

Расцвет русской оперы в 80-х годах XVIII в. связан с" именами В. А. Пашкевича и Е. И. Фомина. Об их жизненном пути известно очень мало, но произведения обоих музыкантов позволяют, судить о них как о разносторонне одаренных мастерах высокого класса, стоявших на уровне передовых европейских требований и вместе с тем тесно связанных с отечественной культурой своего времени.

Старший из них - В. А. Пашкевич (ок. 1У42-1У9У) 29 был в 1756 г. зачислен в Приводную капеллу, а с 1У63 г. играл на скрипке во втором («бальном») придворном оркестре, получив впоследствии звание «концертмейстера бальной музыки». Ему принадлежит несколько хоровых концертов на духовные тексты. Но главные его творческие достижения связаны с театром. В 1УУ9 г. Пашкевич становится капельмейстером и музыкальным руководителем «вольного театра» К. Книппера. К этому времени относится создание его опер «Несчастье от кареты» и «Скупой», обе на слова Я. Б. Княжнина. Премьера первой состоялась в 1УУ9 г. на придворной сцене, но вскоре опера вошла в репертуар городских театров Петербурга и Москвы, где имела огромный успех у публики. «Скупой» увидел свет в театре Книппера в середине 1У81 г., а спустя несколько месяцев был поставлен в Москве.

23.06.2017