Непритязательный сюжет

Наибольший успех имели оперы, содержавшие в себе сатирический элемент, обличавшие помещичий произвол, дворянскую чванливость, корыстность и лихоимство купцов и чиновников. Одним из произведений подобного рода была опера «Розана и Любим» на слова Н. П. Николева, поставленная в Москве в 1778 г. и не сходившая со сцены до конца столетия. По законам жанра, действие ее оканчивается благополучной развязкой: помещик Щедров отпускает похищенную им крестьянскую девушку и дает согласие на ее брак с женихом. Несмотря па то что опера названа комической, «чувствительный» элемент преобладает в ней над комедийным. Персонажи людей из народа, наделенных искренними, глубокими чувствами, одерживают моральную победу над помещиком. Впрочем, своим«успехом эта опера была обязана главным образом тексту Николева, а не Музыке, написанной театральным капельмейстером И. И. Керцели, довольно безликой и маловыразительной.

Первой. настоящей русской оперой принято считать оперу «Мельник - колдун, обманщик и сват». Поставленная на московской сцене в 1779 г., она очень скоро завоевала широчайшую известность. Пьеса была написана литератором А. А. Аблесимовым, а музыка принадлежала скрипачу и дирижеру М. М. Соколовскому, имя которого оказалось вскоре забытым и лишь благодаря усилиям советских музыковедов вновь заняло надлежащее место в истории русской оперы.

Непритязательный сюжет этого, по выражению В. Г. Белинского, «прекрасного народного водевиля» свидетельствует о демократических симпатиях автора. Главное, чем привлекала опера, это - сочный народный язык, живые и яркие характеристики крестьянских персонажей, обилие народно-песенных мелодий, па которых основана большая часть музыки. В ряде случаев в самом тексте Аблесимов указывал «на голос» (т. е. на мелодию) какой именно песни следовало исполнять тот или иной эпизод, предназначенный для пения.

23.10.2017