Ранняя русская опера

Но на практике выделялись отдельные одаренные от природы хорошим голосом исполнители, которым обычно поручались главные партии в операх. К таким исполнителям принадлежали В. Б. Новикова - «первая актриса в комедиях, драмах и операх», И. П. Петров, особенно отличавшийся в итальянских оперных партиях, разносторонне одаренная артистка А. А. Померанцева, талантливые комедийные певцы и актеры А. М. Крутицкий, А. Г. Ожогин, Я. С. Воробьев и особенно прославленная Е. С. Сандунова, которая, по отзывам современников, могла успешно конкурировать с лучшими итальянскими певцами. Наличие в. труппе таких артистов позволяло композиторам создавать сложные произведения с развернутыми вокальными партиями и ансамблевыми сценами.

Ранняя русская опера представляла собой скорее пьесу с отдельными музыкальными вставками, нежели собственно оперу в нашем понимании. В этом смысле она была близка французской комической опере или немецкому «зингшпилю», основывавшимся на чередовании разговорных сцен с песенными эпизодами. Такова первая русская опера «Анюта» (пьеса М. И. Попова), представленная в Царском селе придворными певцами 26 января 1772 г.28 М. И. Попов искусственно перенес в условия русской жизни сюжет, распространенный в европейской комической опере XVIII в. Воспитывающаяся в крестьянской семье девушка Анюта оказывается дочерью дворянина. Это избавляет ее от брака с батраком Филаткой и позволяет выйти замуж за равного ей по положению «благородного» молодого человека. Однако музыка оперы не сохранилась и имя композитора, сочинившего ее, неизвестно. По-видимому, она состояла из небольших песенных эпизодов.

В качестве самостоятельного театрального жанра русская опера окончательно сложилась и утвердила свои права во второй половине 70-х годов. Лучшие ее образцы появились на сценах «вольных», т. е. частных, театров, и лишь немногие из опер, завоевавших признание широкой" публики, были поставлены при дворе.

11.12.2017